Формирование функциональной грамотности
ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
-
Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
-
Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
-
Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление.
-
Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Нормативно-правовая база
Документы федерального уровня:
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 01.10.2021г. № 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 14.05.2019 г. №13-186 «О направлении утвержденных Методологии и критериев оценки качества общего образования»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.01.2021 № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
Документы регионального уровня:
- Распоряжение Комитета по образованию от 25.10.2023 № №153-р "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку ФГ в ГБОУ СПб, реализующих общеобразовательные программы в 2023-2024 учебном году"
- Распоряжение КО от 03.10.2022 1936-р «Об утверждении плана мероприятий ФГ на 2022/2023 учебный год»
- Распоряжение КО от 03.11.2022 2177-р «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности»
Документы районного уровня:
- График проведения работ по ФГ на платформе РЭШ в первом полугодии 2023-2024 учебного года
- План мероприятий («Дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных общеобразовательных организаций Калининского района Санкт-Петербурга на 2023-2024 учебный год
Информационного-методические материалы
- Методические материалы РОП
- Психологический тренинг «Креативное мышление»
- Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности
- Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA
- Видео - материалы по функциональной грамотности
- Видео-банк по формирующему оцениванию, размещенные на сайте ГБОУ СОШ №69
- Аналитическая справка по выявлению уровня сформированности естественнонаучной грамотности обучающихся 8-9 классов Калининского района (2021-2022 учебный год)
- Аналитическая справка по выявлению уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся школ Калининского района (по результатам ВПР) в 2021 году
- Аналитическая справка по выявлению уровня сформированности математической грамотности (8-9 классы) на платформе РЭШ (2021-2022 учебный год)
- Психологический тренинг “Креативное мышление”. Типы креативного мышления, критерии и оценки разных типов креативного мышления
- Мастер-класс для молодых специалистов «Технологии и приемы креативного мышления на современном уроке»
- Семинар “Формирование и оценка креативного мышления”. Презентация “Креативное мышление как компонент функциональной грамотности”
Вебинары:
- Формирование ФГ. Вебинар учителя математики ГБОУ СОШ №100 (12.12.2022)
- Функциональная грамотность на уроках химии
- Функциональная грамотность на уроках математики в начальной школе
- Функциональная грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе
- Функциональная грамотность на уроках алгебры
- Формирование функциональной грамотности на современном уроке английского языка
- Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе
- Приёмы формирования видов функциональной грамотности на уроках истории, обществознания и права
- Решаем задачи по функциональной грамотности: методика работы на уроках русского языка
Ссылки на электронные ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности
- Федеральный портал Академия Минпросвещения России
- Единое содержание общего образования
- Федеральный банк заданий по функциональной грамотности
- Банк заданий
- Демонстрационные материалы
Полезные ссылки:
- Федеральный институт оценки качества образования
- Системный проект «Совершенствование механизмов повышения функциональной грамотности обучающихся» (ПРОСВЕЩЕНИЕ)
- Сайт АСОУ, «УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО»
АРХИВ
Документы регионального уровня:
- Распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»
- Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 № 3197-р «О внесении изменения
в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р» - Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021
№ 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности» - Письмо Комитета по образованию от 25.11.2021 № 03-28-9830/21-0-0 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Комитета по образованию от 15.03.2022 № 03-28-2991/22-0-0 «О проведении итоговой диагностики в Электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
Документы районного уровня:
- Поручение отдела образования Администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 26.11.2021 №00-29-493/21-0
- Поручение отдела образования Администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 14.03.2022 №00-29-119/22-0
- Поручение отдела образования Администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 19.01.2022 №00-29-26/22-0
- Поручение отдела образования Администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 22.03.2022 №00-29-135/22-0
- План по формированию и оценке функциональной грамотности