Формирование функциональной грамотности

 

  ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.

  Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

  Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности:

  1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

  3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

  4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

  5. Креативное мышление.
  6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

  • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
  • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
  • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

  Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Нормативно-правовая база

Документы федерального уровня:

  • Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 01.10.2021г. № 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности
  • Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 14.05.2019 г. №13-186 «О направлении утвержденных Методологии и критериев оценки качества общего образования»

Документы регионального уровня:

  • Распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»
  • Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 № 3197-р «О внесении изменения
    в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р»
  • Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
  • Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021
    № 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»
  • Письмо Комитета по образованию от 25.11.2021 № 03-28-9830/21-0-0 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
  • Письмо Комитета по образованию от 15.03.2022 № 03-28-2991/22-0-0 «О проведении итоговой диагностики в Электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Документы районного уровня:

Информационного-методические материалы

  • Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности 
  • Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA
  • Видео - материалы по функциональной грамотности
  • Видео-банк по формирующему оцениванию, размещенные на сайте ГБОУ СОШ №69
  • Аналитическая справка по выявлению уровня сформированности естественнонаучной грамотности обучающихся 8-9 классов Калининского района (2021-2022 учебный год)
  • Аналитическая справка по выявлению уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся школ Калининского района (по результатам ВПР) в 2021 году
  • Аналитическая справка по выявлению уровня сформированности математической грамотности (8-9 классы) на платформе РЭШ (2021-2022 учебный год)

Вебинары:

Ссылки на электронные ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности

Полезные ссылки: